Классификация древнейших микроокаменелостей-бактерий поставлена под сомнение

Геологи из Канзасского университета (США) представили оценку предполагаемых микроокаменелостей, найденных в австралийских кремнистых породах возрастом около 3,5 млрд лет.

Нитевидные сегментированные микроструктуры, напоминающие цианобактерии, были обнаружены более 20 лет назад. Их классификация стала предметом ожесточённых споров: часть специалистов настаивала на том, что микроструктуры содержат обычный графит, а другие находили в них "биологический" кероген. "К несчастью, остатки цианобактерий - если это действительно они - попали в плохо поддающуюся анализу породу, - сокрушается палеобиолог Мартин Бразье (Martin Brasier) из Оксфордского университета (Великобритания). - Здесь базальтовая лава, богатая оловом, цинком и медью, встречается с минералами железа и кварцем, создавая страшный беспорядок".

Авторы подготовили для изучения под микроскопом шлифы (тонкие пластинки) породы толщиной в 300 и 30 мкм. Наблюдения показали, что вытянутые структуры, аналогичные "микроокаменелостям", представляют собой микроскопические разломы, заполненные светлым и тёмным минералами. Исследования по методике рамановской спектроскопии помогли восстановить полную картину: тёмный материал был идентифицирован как гематит, а светлый - как кварц. Оба не имеют никого отношения к биологии.

Тем не менее вблизи микроструктур геологи обнаружили углеродистый материал, в создании которого могли участвовать живые организмы. Новые данные, таким образом, разочаруют сторонников гипотезы о микроокаменелостях, но возможность существования микробной жизни в начале архея подтверждают.

Логично предположить, что авторы проведённых ранее экспериментов ошибочно ассоциировали найденный углеродистый материал с самими микроструктурами. Г-н Бразье с этой аккуратной трактовкой не соглашается. "Мы имеем дело с сознательным игнорированием фактов", - считает учёный.

Печать   Электронная почта