Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры (he Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES) — международное правительственное соглашение, подписанное в результате резолюции Всемирного союза охраны природы (IUCN), одобренного на собрании организации в 1963 году.
 
Существуют две русские транскрипции названия Конвенции — САЙТС и СИТЕС.
 
Цель Конвенции
 
Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию; соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений. 
 
Преамбула Конвенции:
 
Договаривающиеся государства,
 
признавая, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и разнообразных формах являются незаменимой частью природных систем Земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих,
 
сознавая всё увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точки зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики,
 
признавая, что народы и государства являются и должны быть наилучшими хранителями их собственных дикой фауны и флоры,
 
признавая к тому же, что международное сотрудничество является необходимыми для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле,
 
будучи убежденными в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях, согласились о следующем…
 
С момента подписания конвенции в 1975 году ни один вид, находящийся под её защитой, не вымер в результате торговли.
 
Суть Конвенции
 
Конвенция САЙТС является одним из самых крупных соглашений по охране дикой природы. Участие в ней добровольное. Хотя соблюдение положений конвенции обязательно для всех подписавших её государств (далее — сторон), специальных национальных законов для этого не требуется. Соглашение скорее обеспечивает рамки, которые уважаются каждой стороной, и на основании которых каждая сторона строит своё собственное законодательство. Часто бывает, что внутреннее законодательство стороны не учитывает положения конвенции либо учитывает, но ограничено штрафами, несоизмеримыми с тяжестью преступления. На 2002 год в 50 % стран, подписавших положения конвенции, не хватает как минимум одного из четырёх главных требований конвенции:
  • создания управления по соблюдению положений;
  • законодательного запрета торговли редкими животными;
  • установления системы штрафов за такую торговлю;
  • возможности конфискации запрещенного товара.
Текст Конвенции был подписан 3 марта 1973 года в Вашингтоне, округ Колумбия, США во время встречи представителей 80 стран. В дальнейшем он был открыт для подписания до 31 декабря 1974 года. Конвенция вступила в силу 1 июля 1975 года после ратификации её 10-м государством. К 2003 году все подписавшие конвенцию государства были названы её сторонами. К августу 2006 года, участниками соглашения считаются 169 государств.
 
Россия стала участницей Конвенции в 1992 году как правопреемник СССР, присоединившегося к этому документу в 1976 году.
 
Финансирование деятельности Секретариата и Конференций сторон происходит из доверительного фонда, который пополняется за счёт взносов сторон. Деньги фонда не могут использоваться сторонами для улучшения выполнения Конвенции. На эти цели, а также на внешнюю деятельность Секретариата (обучение, специальные программы и т. д.) финансирование должно идти из внешних источников (часто от неправительственных организаций).
 
Хотя соглашение само по себе не предусматривает арбитраж либо судебное разбирательство в случае несоблюдения, за 30 лет деятельности Секретариат выработал некоторые механизмы борьбы с нарушениями сторон. В случае нарушения какой-либо стороны Секретариат в первую очередь уведомляет другие стороны. Далее предполагаемому нарушителю даётся время для апелляции либо предлагается техническая помощь для предотвращения дальнейших нарушений. Другими действиями (не предусмотренными самой конвенцией, но утверждёнными последующими 11 резолюциями) против нарушителя могут быть применены:
  • принудительное подтверждение Секретариатом любых пропусков;
  • приостановка сотрудничества со стороны Секретариата;
  • формальное предупреждение;
  • визит Секретариата с целью проверки способности соблюдения положений;
  • рекомендации всем сторонам о приостановке сотрудничества с нарушителем.
Секретариат СИТЕС работает по установлению контроля над международной торговлей определенными видами. Условия конвенции требуют, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определенных видов животных и растений проводился на основании разрешений и сертификатов. Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, который осуществляет контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочен давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулированных видов составляется на Конференции Сторон, которые созывается не реже чем раз на два года. С 3 по 15 июня 2007 года Конференция СИТЕС прошла в Гааге. К ней, согласно правилам Конвенции поступило более 40 новых предложений ограничить или запретить торговлю некоторыми видами растений, животных и рыб.
 
Предлагалось взять под особый контроль торговлю розовыми кораллами, ограничить вылов колючих акул. В СИТЕС поступила просьба запретить всю коммерческую торговлю рыбой-пилой, запасы которой сократились на 90 %, — её зубы, острая чешуя и другие части тела активно используются в традиционной медицине.
 
Предложения о запрете или ограничении торговли некоторыми видами дикой фауны и флоры поступили от Германии в качестве председательствующей в Европейском союзе, США, Кении и ряда других государств — участников СИТЕС. Например, Кения и Мали призвали запретить торговлю слоновой костью на ближайшие 20 лет, а Ботсвана и Намибия, наоборот, обратились с просьбой дать им разрешение на торговлю этим товаром.
 
Борьба с незаконной торговлей
 
По информации секретариата СИТЕС, незаконная торговля видами животных, находящимися под угрозой уничтожения, является прибыльным бизнесом. Согласно официальной статистике, объём мирового незаконного торгового оборота редкими видами животных, находящимися под угрозой исчезновения, составляет более 6 млрд долларов в год. Криминальная торговля животными находится по прибылям на втором месте после торговли наркотиками и оружием, причём с каждым годом количество редких птиц и животных, перевозимых контрабандно через границу, неуклонно растёт — только в России с 2004 по 2006 год количество задержанных партий «живого товара» выросло почти вдвое, исчисляясь сотнями.
 
Главными поставщиками на российский нелегальный рынок «живого товара», редких растений и их частей являются:
 
  • Африка и Южная Америка — экзотические птицы и животные (попугаи, обезьяны);
  • Юго-Восточная Азия — рептилии, земноводные, амфибии (черепахи, змеи, ящерицы и пр.);
  • Европа — энтомологические коллекции насекомых.
 
Однако Россия является не только местом сбыта заморских животных и растительных диковин. Многообразная и уникальная флора и фауна страны сформировала за рубежом устойчивый спрос на них и стремление к обладанию представителями животного и растительного миров, а также их дериватами (продукцией), пусть даже и с использованием противоправных средств, включая их контрабанду. В частности, объектами преступных посягательств становятся части медведя, оленя, кабарги, женьшеня, осетровых видов рыб, местом обитания которых является Дальний Восток (нелегально вывозятся в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), икра осетровых видов рыб бассейна Каспийского моря. Из Уральского и Сибирского округов в качестве ловчих птиц вывозятся балабаны, кречеты, беркуты.
 
В 1989 году СИТЕС принял решение о запрете убивать слонов и торговать слоновой костью, которая является одной из самых прибыльных сфер черного рынка во многих африканских и азиатских государствах. Однако в 1997 году, признав, что некоторым африканским странам удалось добиться оздоровления этой популяции, он разрешил Ботсване, Намибии и Зимбабве продать Японии 50 тонн слоновой кости. В 2002 году были одобрены новые квоты на эту продукцию из Ботсваны, Намибии и Южной Африки, однако эти страны в силу технических причин не смогли ими воспользоваться.
 
Приложения
 
Конвенция САЙТС работает над установлением контроля над международной торговлей определёнными видами. Она требует, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определённых видов животных и растений производился на основании разрешений и сертификатов.
 
Каждая сторона соглашения обязана представить государственный орган, осуществляющий контроль за системой лицензирования, а также как минимум один научный орган, полномочный давать экспертную оценку эффективности торговли обозначенными видами. Список регулируемых видов составляется на Конференции Сторон, созываемой не реже чем раз в два года (в июне 2007 года Конференция Сторон должна состояться в Гааге) .
 
Примерно 5 000 видов животных и 28 000 видов растений находятся под охраной Конвенции против чрезмерной эксплуатации через международную торговлю. Вымирающие виды сгруппированы в Приложениях по степени угрозы их исчезновения и мерами, предпринимаемыми по их торговле. Некоторые виды могут находиться сразу в нескольких Приложениях, то есть один и тот же вид на одной территории может быть в Приложении I, а на другой территории в Приложении II. Некоторые эксперты оспаривают это положение как рискованное, так как в этом случае виды с более защищённой территории могут быть реэкспортированы через территорию с менее жёсткими требованиями. Например, Саванный слон (Loxodonta africana) обозначен в Приложении I во всех популяциях кроме Ботсваны, Намибии, Южной Африки и Зимбабве. В перечисленных странах этот слон обозначен в Приложении II. Перечисление всех популяций одного вида предотвратит возможное «отмывание» этих животных, однако сильнее ограничит торговлю видами дикой природы в регионах с хорошими методами управления.
 
В случае достаточного увеличения численности определённых видов возможно разрешение на их торговлю. Например, в результате продажи ЮАР белых носорогов были получены доходы, которые были потрачены на их сохранение. Хотя выживание белого носорога приписывают не столько включению его в Приложение Конвенции, сколько к увеличению его охраны в местах постоянного проживания, но вполне возможно, что эта охрана не была бы увеличена без включения его в Конвенции.
 
Приложение I — около 800 видов
Приложение включает все виды, находящиеся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает или может оказать на их существование неблагоприятное влияние. Торговля образцами этих видов должна особенно строго регулироваться с тем, чтобы не ставить далее под угрозу их выживание, и должна быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. Среди видов этого списка в частности горилла (Gorilla gorilla), виды шимпанзе (Pan spp.), тигр (Panthera tigris), индийский лев (Panthera leo persica), леопард (Panthera pardus), ягуар (Panthera onca), индийский слон (Elephas maximus), некоторые популяции саваннового африканского слона (Loxodonta africana), дюгонь (Dugong dugon), ламантины (Trichechidae) и все виды носорогов, за исключением некоторых подвидов Южной Африки.
 
Приложение II — около 32 500 видов
Приложение включает все виды, которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого использования, которое несовместимо с их выживанием; а также другие виды, которые должны подлежать регулированию для того, чтобы над торговлей образцами некоторых видов из первого списка мог быть установлен эффективный контроль.
 
Приложение III — около 300 видов
Приложение III включает все виды, которые по определению любой Стороны подлежат регулированию в пределах её юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество других сторон в контроле за торговлей

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) - оглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата. Конвенция была торжественно принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро 9 мая 1992 году и вступила в силу 21 марта 1994 года.

 
Конечная цель РКИК состоит в том, чтобы «добиться…стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» и, таким образом, предотвратить глобальные изменения в атмосфере. Причем, «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющее не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе» (Статья 2). 
 
В Конвенции определены общие направления деятельности по борьбе с глобальным изменением климата для Сторон, которыми в настоящее время является 190 государств и Европейское сообщество. При этом Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, учитывающий различный уровень социально-экономического развития стран. Признается, что основную роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями должны играть промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (страны Приложения I к РКИК), которые в процессе своего экономического развития внесли больший вклад в совокупный объем антропогенных выбросов парниковых газов (принцип исторической ответственности).
 
Конвенция не содержит количественных обязательств, поэтому для их определения был разработан дополнительный документ — Киотский протокол.
 
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) определяет только общие принципы, обязательства для Сторон Конвенции и основные направления деятельности по решению проблемы изменения климата:
 
  • РКИК предусматривает необходимость учета выбросов и абсорбции парниковых газов Сторонами Конвенции. Данные о зарегистрированных ежегодных выбросах и абсорбции парниковых газов должны регулярно предоставляться в Секретариат РКИК в виде ежегодных отчетов об их инвентаризации – кадастров (ст. 4, п.1а и ст.12, п.1);
  • Стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, а также осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата (ст. 4, п. 1b);
  • Стороны обязаны представлять на периодической основе общее описание мер, принятых или предусмотренных Стороной, по осуществлению Конвенции (ст. 12, п.1b);
Стороны РКИК обязаны оказывать содействие и сотрудничать:
  1. в разработке, применении и распространении технологий, приводящих к снижению антропогенных выбросов парниковых газов (ст. 4, п. 1c); 
  2. в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата, разрабатывая и развивая соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежных зонах, водным ресурсам, сельскому хозяйству и т.п. (ст. 4, п. 1е); 
  3. в проведении научных, технологических, технических, социально- экономических и других исследований, систематических наблюдений, в обмене информацией, связанной с климатической системой (ст. 4, п. 1g, п.1h); 
  4. в области образования, подготовки кадров и просвещения населения по вопросам изменения климата (ст. 4, п. 1i). 
 
Вместе с тем, Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) предусматривает применение важнейшего принципа общей, но дифференцированной ответственности, с учетом различных социально- экономических условий стран. Причем, признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны (страны Приложения I к Конвенции), поэтому они должны играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями. В этой связи на промышленно- развитые страны и страны с переходной экономикой, включенные в Приложение I к Конвенции, РКИК налагает дополнительные обязательства: 
 
  • Каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов, демонстрируя, таким образом, лидерство в этой области для остальных стран (ст. 4, п.2a);
  • Стороны должны представлять на периодической основе подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (ст. 4, п.2b);
  • Стороны, входящие в Приложение II к РКИК (преимущественно, страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития), обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая при этом их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития (ст.4, п. 3-5, 8-9). Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау»;
  • Кроме того, промышленно-развитые страны и страны с переходной экономикой в рамках РКИК приняли на себя обязательства по сокращению и ограничению своих антропогенных выбросов парниковых газов с тем, чтобы к 2000 году привести суммарную эмиссию выбрасываемых ими газов к уровню 1990 года, принятого в качестве базового (ст. 4, п.2b).

 

Киотский протокол (Kyoto Protocol) — международный документ, принятый в Киото (Япония) 11 декабря 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года. Киотский протокол подписали 159 государств.
 
Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но тогда не ратифицировала. Без России Киотский протокол никогда не вступил бы в силу. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября 2004 г. –  Совет Федерации, 5 ноября 2004 г. Подписано Президентом РФ Путиным В.В.. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А. Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
 
Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года (через 90 дней) после ратифицирования его странами, суммарная квота которых по выбросам парниковых газов превышает 55 процентов. Срок действия договора ограничивается 2012 годом, после чего потребуется новая ратификация.
 
Подписавшие Киотский протокол страны пришли к договору о необходимости сокращения выбросов в атмосферу  6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6), вызывающих глобальное потепление к 2012 году на 5,2 процента по сравнению с уровнем 1990 года.
 
Согласно Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада – на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008 – 2012 годах на уровне 1990 года. (Убрана фраза, не имеющая отношение к Киото). Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование.
 
На февраль 2005 года Киотский протокол ратифицировали все страны Европейского Союза. Не ратифицировали Протокол Индия и Китай. США и Австралия сделали заявление о неучастии в ратификации до 2013 года.
 
США и европейские страны придерживаются по этому вопросу разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые предусматривает Киотский протокол.
 
Киотский протокол ратифицирован 181 страной и одним региональным содружеством   Европейским союзом.
 
Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами - разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. При этом принципиально важно, что парниковые газы не загрязняющие вещества, поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.
 
Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 годах эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления».
 
 с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п. Предполагалось, что такое соглашение будет достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене.
Декларация Земли (Хартия Земли)
 
Одобрено «14» марта 2000 г.
Международная комиссия по Декларации Земли
(Париж, ЮНЕСКО)
 
Преамбула
 
Мы вступили в критический момент в нашей истории, когда человечество должно выбрать свое будущее. Так как мир становится все более и более взаимозависимым и хрупким, будущее представляет собой и большую опасность, и большую надежду. Для того чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира. Для этого необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, всемирным сообществом и будущими поколениями. 
 
Земля - наш общий дом
 
Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Наш дом-планета Земля - жива благодаря уникальному живому сообществу. Силы природы способствуют тому, что наше существование становится опасным и непредсказуемым приключением, однако, Земля предоставила нам все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества, благополучие людей зависят от сохранения биосферы и всех ее экологических систем, богатого разнообразия растений и животных, плодородной почвы, чистых воды и воздуха. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты - священный долг. 
 
Глобальная ситуация
 
Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, истощению ресурсов и массовому исчезновению биологических видов. Происходит разорение сообществ. Блага, приносимые экономическим развитием - доступны не всем, и пропасть между богатыми и бедными все увеличивается. Во всем мире распространены несправедливость, нищета и насилие, которые являются причиной страдания. Увеличение роста населения земли усиливает давление на экологические и социальные системы. Основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Все эти тенденции вызывают опасения, но отнюдь не неизбежны. 
 
Грядущие вызовы
 
Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о Земле и друг о друге, либо рисковать разрушением самих себя и всего разнообразия жизни. Необходимы фундаментальные перемены в нашей системе ценностей, институтах и образах жизни. Мы должны осознавать, что когда основные потребности удовлетворены, развитие человека должно быть направлено на то, чтобы больше представлять собой, а не большим обладать. Мы обладаем достаточными знаниями и технологиями для обеспечения потребностей всех людей и уменьшения воздействия на окружающую среду. Появление глобального гражданского общества дает возможность построить демократичный и гуманный мир. Наши экологические, экономические, политические, социальные и духовные потребности тесно взаимосвязаны, и все вместе мы должны найти о6щие, включающие все аспекты решения. 
Всеобщая ответственность
 
Для воплощения всех этих стремлений мы должны решить жить с чувством всеобщей ответственности, отождествляя себя как со всемирным, так и местными сообществами. Мы являемся одновременно жителями и разных государств, и одного мира, в котором локальное и глобальное взаимосвязано. Каждый из нас несет ответственность за настоящее и будущее людей и всего живого на Земле. Дух солидарности и общности со всем живым укрепляется, когда мы живем с благоговением перед таинством жизни, благодарностью за дар жизни и смирением относительно места человека в природе. Нам безотлагательно необходимо создать единое представление об общечеловеческих ценностях, которые будут являться этической основой для появляющегося мирового сообщества. Поэтому, вместе и с надеждой, мы утверждаем следующие взаимозависимые принципы устойчивого развития как общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться все люди, организации, деловые круги; правительства и транснациональные институты и по которым должна оцениваться деятельность. 
 
  
ПРИНЦИПЫ
 
I.  УВАЖАТЬ И ЗАБОТИТЬСЯ О ЖИВОМ СООБЩЕСТВЕ
 
1. Уважать Землю и все живое во всем его многообразии. 
 
Признавать, что все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от пользы, которую представляет для человечества. 
 
Утверждать веру во врожденное чувство достоинства каждого человека и поддерживать веру в умственный, творческий, этический и духовный потенциал человечества.
 
2. Заботиться о живом сообществе с чувством понимания, сострадания и любви. 
 
Признавать, что право на владение, контроль и использование природных ресурсов предполагает несение обязанности предотвращать нанесение вреда окружающей среде и защищать права людей.
 
Признавать, что с развитием свободы, знаний и возможностей наша обязанность способствовать распространению всеобщего блага возрастает во много раз. 
 
3. Создавать справедливые, открытые для участия, устойчивые и мирные демократические сообщества. 
 
Обеспечивать, что сообщества на всех уровнях будут гарантировать права человека и основные свободы и предоставлять возможность каждому полностью реализовать свой потенциал.
 
Стремиться к экономической и социальной справедливости, давая возможность каждому человеку иметь надежные и достаточные средства к существованию, неся при этом экологическую ответственность.
 
4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. 
 
Признавать, что свобода действий каждого определяется нуждами будущих поколений. 
 
Передавать будущим поколениям ценности, традиции и институты, которые обеспечивают процветание людей и экологических сообществ на Земле.
 
ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ЭТИ ЧЕТЫРЕ ОБЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, НЕОБХОДИМЫ: 
 
II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
 
5. Защищать и сохранять единство экосистем Земли, придавая особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни. 
 
Принимать на всех уровнях такие планы и правила по устойчивому развитию, которые делали бы аспекты сохранения и восстановления окружающей среды неотъемлемой частью всех инициатив, направленных на дальнейшее развитие. 
 
Устанавливать и охранять жизнеспособные природные и биосферные, включая не освоенные земли и водные пространства, для защиты систем жизнеобеспечения Земли, сохранения биоразнообразия и природного наследия.
 
Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем.
 
Контролировать и искоренять виды, которые не присущи данному региону и могут принести вред, а также препятствовать их внедрению.
 
Управлять использованием восстанавливаемых ресурсов, таких как вода, почва, лесные продукты и морские виды, и делать это таким образом, чтобы интенсивность их использования не превышала скорость восстановления и чтобы не нарушалась жизнеспособность экосистем.
 
Управлять добычей и использованием невосстанавливаемых ресурсов, таких как минералы и ископаемые топливные продукты, таким образом, чтобы минимизировать истощение их источников и не причинить серьезного вреда окружающей среде.
 
6. Предотвращать нанесение вреда окружающей среде в качестве способа экологической защиты, а также выбирать путь осмотрительности в случае ограниченности знаний или недостаточной информации. 
 
Предпринимать действия по предотвращению нанесения серьезного и необратимого вреда, в случае если научная информация и данные по этому вопросу недостаточны.
 
Вменить в обязанность проводить испытательные тесты для тех, кто утверждает, что данная деятельность не принесет значительного вреда, и налагать ответственность за причиненный ущерб.
 
Гарантировать, что процесс принятия решений учитывает такие факторы, как совокупные, долгосрочные, косвенные, дистанционные и глобальные последствия деятельности человека.
 
Предотвращать загрязнение окружающей среды и накопление радиоактивных, токсичных или любых других отравляющих веществ. Избегать военных действий, наносящих вред окружающей среде. 
 
7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ. 
 
Сокращать, практиковать повторное использование и переработку материалов, используемых в системах производства и потребления, и обеспечивать полную ассимиляцию экологическими системами любых остаточных отходов.
 
Эффективно и экономно использовать энергию, практикуя применение возобновляемых источников энергии, таких как солнце и ветер.
 
Способствовать разработке и внедрению в эксплуатацию экологически чистых технологий.
 
Ввести в систему рыночного ценообразования полную стоимость экологической и социальной составляющих цены на продукцию и услуги сферы обслуживания, а также позволить потребителям выбирать продукцию, которая удовлетворяет социальным и экологическим стандартам.
 
Обеспечивать всеобщий доступ к здравоохранению, способствующему нормальной репродуктивности.
 
Принимать такие образы жизни, которые придавали бы особое значение уровню жизни и материальному достатку в нашем имеющем предел мире.
 
8. Способствовать изучению экологической стабильности и развивать открытый обмен полученными знаниями и их повсеместное применение. 
 
Поддерживать международные исследования и техническое сотрудничество в области устойчивого развития, уделяя особое внимание нуждам развивающихся государств.
 
Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека.
 
Обеспечивать свободный доступ к жизненно важной для здоровья человека и окружающей среды информации, включая генную инженерию.
 
III. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
 
9. Искоренять нищету как этический, социальный и экологический императив. 
 
Защищать право каждого человеке на питьевую воду, чистый воздух, безопасные для здоровья продукты, незагрязненную почву, место жительства и соответствующие санитарные условия, используя необходимые для этого национальные и международные ресурсы. 
 
Признавать отверженных, защищать уязвимых, помогать страдающим и уважать их право развивать свои возможности и реализовывать стремления.
 
10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека в равной и устойчивой манере. 
 
Содействовать равномерному распространению благосостояния в пределах одного государства, а также между разными государствами. Поддерживать развивающиеся государства, оказывать им интеллектуальную, финансовую, техническую и социальную помощь, а также освободить их выплаты обременительных международных долгов.
 
Следить за тем, чтобы вся мировая торговля способствовала устойчивому использованию ресурсов, защите окружающей среды и установлению прогрессивных рабочих стандартов.
 
Создавать такие механизмы, которые обязали бы многонациональные корпорации и международные финансовые организации действовать прозрачно на благо общества и нести ответственность за последствия их деятельности. 
 
11. Обеспечивать право на равенство полов как предпосылку устойчивого развития, а также на всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и экономическим возможностям. 
 
Защищать права женщин и девочек и положить конец насилию, совершенному против них. 
 
Обеспечивать активную деятельность женщин во всех сферах экономикой, политической, гражданской, социальной и культурной жизни в качестве полноправного партнера, человека, принимающего решения, руководителя и бенефициария. 
 
Усиливать институт семьи и обеспечивать безопасность и ласковое отношение для всех членов семьи.
 
12. Поддерживать право каждого человека без исключения на жизнь в такой природной и социальной среде, которая обеспечивала бы поддержку их достоинства, здоровья и духовного благополучия, уделяя особое внимание правам коренных и малочисленных народов. 
 
Искоренять дискриминацию во всех ее проявлениях: расовую, по цвету половую, по сексуальной ориентации, религиозную, национальную, этическую или социальную.
 
Защищать право коренных народов на духовность, знания, земли и ресурсы, а также на устойчивый образ жизни, им присущий. Уважать и поддерживать молодежь наших сообществ, давая им возможность реализовать свою существенную роль в оседании устойчивых сообществ. 
 
Защищать и сохранять выдающиеся места, значимые для культурной и духовной жизни. 
 
IV. ДЕМОКРАТИЯ, НЕНАСИЛИЕ И МИР
 
13. Усиливать демократические институты на всех уровнях, обеспечивать доступ к информации, участию в процессе принятия решений, правосудию, а также сделать все процессы прозрачными и доступными для контроля и отчетности. 
 
Защищать право каждого человека на получение ясной и своевременной информации об экологической обстановке, а также обо всех планах и деятельности, которые затрагивают его интересы.
 
Поддерживать местные, региональные и глобальные гражданские общества и обеспечивать полное участие всех заинтересованных сторон в процессах принятия решений.
 
Защищать право на свободу сотрудничества, выражая мнения, мирного собрания, общения и несогласия. 
 
Установить эффективный и своевременный доступ к административному и независимому судебному производству, включая средства судебной защиты и возмещения за нанесение вреда экологической среде или угрозу нанесения такого вреда.
 
Искоренять коррупцию во всех публичных и частных институтах.
Усиливать местные сообщества, позволяя им заботиться об окружающей среде, а также вменять в обязанность защиту окружающей среды на правительственных уровнях, где существуют большие возможности для эффективной реализации такой политики. 
 
14. Вводить в курс государственного образования, а также в процессы познания, происходящие в течение всей жизни каждого человека, знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития. 
 
Обеспечивать всех, включая детей и молодежь, возможностью получить образование, которое будет способствовать их вкладу в устойчивое развитие. 
 
Распространять практику внедрения достижений в искусстве и гуманитарных науках, наряду с точными науками, в процесс устойчивого развития.
 
Усиливать роль средств массовой информации в освещении экологических и социальных проблем. 
 
Признавать важность морального и духовного образования для достижения устойчивого образа жизни.
 
15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием. Предотвращать проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий. 
 
Ограждать диких животных от длительных или неизбежных страданий при охоте или рыбной ловле. 
 
Предотвращать или уменьшать, по мере возможности ловлю или уничтожение животных, которые не являются целью при охоте. 
 
16. Создавать Культуру Толерантности, Ненасилия и Мира. 
 
Поддерживать взаимопонимание, солидарность и сотрудничество между народами и государствами.
 
Реализовывать стратегии предотвращения жестоких конфликтов и использовать корпоративный подход к мирному разрешению экологических конфликтов и других спорных вопросов.
 
Демилитаризовывать системы национальной безопасности и практиковать методику предотвращения провокаций, а также использовать военное оборудование в мирных целях, включая восстановление окружающей среды.
 
Уничтожать ядерное, биологическое и отправляющее оружие, а также любой другой вид оружия массового поражения.
 
Гарантировать, что использование орбитального космического пространства и пространства вне земной атмосферы служит цели защиты окружающей среды и мира.
 
Признавать, что мир есть всеобщность, созданная правильными отношениями с самим собой, другими людьми, другими культурами, другими образами жизни, Землей и тем всеобщим, частью которого является каждый из нас.
 
ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ
 
Как никогда прежде в истории человечества общая судьба и предназначение убеждают нас в необходимости поиска нового начала. Такое обновление может быть достигнуто с помощью принципов Хартии Земли. Для его реализации нам необходимо осознать и принять на себя обязательства распространять ценности и цели Хартии. 
 
Для этого нам требуется изменить свое мышление и сердце. Это требует нового ощущения глобальной взаимозависимости и всеобщей ответственности. Мы должны разработать и применять видение устойчивого образа жизни на всех уровнях: локальном, национальном, региональном и глобальном. Наше культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут собственные пути к реализации своего видения. Мы должны расширить глобальный диалог, инициированный Хартией Земли, так как нам необходимо многому научиться друг у друга в поиске правды и мудрости. 
 
В жизни часто происходит столкновение в приоритетах тех или иных важных ценностей. Это означает, что сделать выбор достаточно сложно. Однако мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами. Каждый человек, семья, организация и сообщество играют свою важную роль. Искусство, наука, религия, образовательные институты, средства массовой информации, деловые круги, неправительственные организации и правительства призваны предложить созидательное управление. Для эффективного управления необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса. 
 
Для создания устойчивого глобального сообщества народы мира должны возобновить свои обязательства по отношению к ООН и другим существующим международным соглашениям и поддерживать реализацию принципов Хартии Земли посредством юридических актов по экологии и развитию. 
 
Пусть наше время останется в памяти человечества как время благоговения перед жизнью, твердого решения сохранить эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и мир и воспевания жизни. 

(Принята в сентябре 1997 г.)

Нижеподписавшиеся признают, что:
 
Океаны и  их  ресурсы являются необходимым элементом жизни на нашей планете.
 
Правительства всех   государств   должны  признать  абсолютно необходимым обеспечение здорового состояния океанической  среды  и рационального,    безопасного    и    устойчивого    использования океанических ресурсов и помнить,  что выполнение этого  требования принесет   значительную   и  долговременную  пользу  жителям  этих государств и всему человечеству в целом.
 
Деятельность, направленная     на     приобретение    знаний, необходимых  для  понимания  океанов  и   сопредельных   морей   и рационального  использования  их ресурсов,  осуществляемая с целью выработки и утверждения политического курса,  стандартов и правил, обеспечивающих  защиту океанической среды и разумное использование морских ресурсов, должна осуществляться как на национальном, так и на международном уровне.
 
Для достижения общих целей,  касающихся  океанов,  необходимо оказывать взаимопомощь и стремиться к сотрудничеству. Сопредельные и региональные прибрежные  государства  должны  руководствоваться принципами  сотрудничества  в  процессе  выработки  и  утверждения политического курса и программ действий, осуществляемых на местном уровне.   Государства,   обладающие  соответствующими  знаниями  и ресурсами,  должны  оказывать  содействие  соседним  странам,   не располагающим  такими знаниями и ресурсами.  Необходимо обеспечить широкий доступ  к  информации,  с  помощью  которой  можно  решать глобальные    и    региональные   проблемы.   Государства   должны использовать международные и межправительственные организации  для разработки глобальных программ и соглашений.
 
Действуя от имени своих правительств,  мы признаем разумность и целесообразность согласованных действий,  направленных на защиту океанов  и  устойчивое  использование  океанических  ресурсов,   и принимаем настоящую  Хартию океанов в качестве основы для будущей деятельности.
 
Россия присоединилась к Хартии  (Постановление  Правительства РФ от 04.01.1999 N 13).